По мнению большинства автолюбителей, вариатор – это АКПП с незначительными отличиями. Подобное мнение является ошибочным, потому что это две различные трансмиссии. Вариатором является бесступенчатая коробка переключения передач, а АКПП делает это в автоматическом режиме.
Основные составляющие механизма автоматической коробки
- Гидротрансформатор – используется вместо сцепления.
- Редуктор планетарный – использую шестерни, изменяет передаточное число.
- Лента тормозная – блокирует в определенных условиях шестерни редуктора, при этом происходит смена передач.
- Управляющее устройство – контролер работы КПП.
Подробнее о вариаторах различных производителей
Autotronic (Mercedеs-Benz) Lineartronic (Subaru) Multimatic (Honda) Hyper CVT, Xtronic (Nissan) |
Ecotronic (Ford) Multidrive (Toyota) Multitronic (Audi) |
Вариатор состоит из двух шкивов конусообразной формы, один из которых является ведущим, второй – ведомым. Шкивы заостренными концами направлены друг к другу. В большинстве случаев между шкивами натягивается клинообразный ремень (такой вариатор называется клиноременным, применяется на скутерах китайского производства) или цепь. В процессе движения конусов по направлению друг к другу, из шкива выталкивается ремень и начинает движение по большому радиусу, осуществляя между парой шкивов смену передаточных чисел.
За счет такого механизма действия, у вариатора передачи переключаются бесступенчатым способом. Если внимательно посмотреть, конструкцией вариатора не предусмотрены передачи.
Изобрел этот механизм человек, являющийся автором множества интересных картин – Леонардо да Винчи. Автопроизводитель DAF в середине XX века стал оснащать вариаторными коробками грузовые автомобили.
Причины возникновения поломок в вариаторах
Распространенная причина неисправностей – агрессивное вождение автомобиля. Не стоит забывать, что крутящий момент передается на колеса от двигателя за счет трения между шкивом и ремнем. Непрерывные резкие нагрузки стимулируют значительное сокращение рабочего ресурса вариатора.
Вариатор обладает большей чувствительностью к своевременной замене рабочей жидкости, в отличие от остальных типов КПП. Конструкция, в состав которой входит наборный ремень и шкив (оба из металла) должна передавать усилие без проскальзывания. Рабочая жидкость в вариаторных коробках должна обладать взаимоисключающими характеристиками: использоваться в качестве масла в КПП и гарантировать максимальное зацепление между шкивом и ремнем. Если использовать любую рабочую жидкость, отличную от рекомендованной автопроизводителем, то это вызовет быструю поломку вариаторной коробки.
Нередко во время использования вариатора возникает определенный гул из-за износа подшипников конусов. Если замена фильтров производилась несвоевременно, в подшипники падают продукты износа. Клиновидный ремень из металлических пластин также обладает рабочим ресурсом. Рекомендована замена ремня одновременно с заменой подшипников.
Еще несколько характерных поломок вариатора, среди которых заклинивание клапана масляного насоса, разрушение колеса гидротрансформатора, загрязнение радиатора, некорректная работа электроники.
Ремонтно-восстановительные работы вариатора являются довольно сложным процессом. Немало автосервисом вместо восстановления предлагают замену всего узла полностью. За счет отлаженных связей с поставщиками комплектующих и изготовителями узлов, мы обладаем возможностью ремонта практически любого вариатора. Работы в сервисном центре проводятся с учетом технологических карточек автопроизводителя, что обеспечивает восстановление на 100% работоспособности узла.
Подробнее о вариаторах различных производителей
Autotronic (Mercedеs-Benz) Lineartronic (Subaru) Multimatic (Honda) Hyper CVT, Xtronic (Nissan) |
Ecotronic (Ford) Multidrive (Toyota) Multitronic (Audi) |