Гениальные инженерные или конструкторские решения нередко ошеломляют своей простотой. Простая механическая коробка переключения передач уже довольно давно переделана в полноценную АКПП инженерами автопроизводителей. К конструкции механической коробки было добавлено несколько приводов, переключающих передачи вместо человека, управляющего автомобилем. Коробка сама выжимает сцепление.
Подробнее о роботизированных АКПП различных производителей
Роботизированная коробка переключения передач (РБКП) или роботроник помимо простых бюджетных автомобилей, прекрасно подходит мощные спорт-кары. Такая конфигурация трансмиссии связывает двигатель с ведущими колесами, благодаря чему мощность и крутящий момент реализуются на 100 процентов. Роботизированная коробка обеспечивает высокий КПД, переключение передач происходит намного быстрее, чем это может сделать водитель.
Коробка имеет отличия в конструкции привода сцепления: в одной ситуации управляет сцеплением гидравлика, в другой – электромотор. Многие роботизированные коробки оснащены двумя дисками сцепления, один диск для нечетных передач, другой для четных. В один корпус поместили две стандартные механические коробки, которые работают попеременно. Благодаря чему обеспечивается мгновенное переключение передач.
Каждый автопроизводитель имеет в своем арсенале роботизированную коробку. Модификации разных изготовителей сильно отличаются. Например, коробка Easytronic, которой укомплектовываются автомобили Opel, хорошо переключает скорости во время спокойной езды, но медлительна при резком стиле вождения. А вот Ford или Durashift наиболее подходящий вариант для поклонников агрессивной или быстрой езды.
Основные поломки роботизированной КПП, причины их возникновения
- Изнашивается сцепление. Были случаи, когда через 40-50 тысяч пробега требовалась замена узла. Продуктами, образующимися из-за износа, забиваются другие составляющие коробки передач, например, блок клапанов, мехатроник.
- Несправности в электронике или электрике. Роботизированная коробка имеет много датчиков, проводку управления приводами и другие электрические составные части, которые нередко выходят из строя. Может просто пропасть контакт, а может поломаться электронный блок управления. В определенных случаях панацеей является перепрошивка управляющего блока. Возникают также в случае, когда требуется замена автоматики КПП.
- Перегрев коробки. Радиатор коробки расположен углубленно внутри коробки, из-за чего ему не хватает воздуха. Подобные проблемы составляют целый класс неисправностей в роботизированных КПП. В определенных случаях радиатор находится за защитой картера и требует постоянной очистки от загрязнений.
- Адаптация коробки. Особенностью некоторых «роботов» считается необходимость проведения адаптации узла в процессе изнашивания дисков сцепления. Электронике автомобиля приходится заново осваивать крутящий момент двигателя, обучаться переключать передачи, выжимать сцепление, трогаться плавно с места.
Как только возникло ощущение, что машина едет как-то неправильно – возникают рывки, толчки, вибрация и другие признаки нестандартной работы КПП, необходимо сделать незамедлительно диагностику узла. Ремонт на ранних стадиях дешевле и проще, чем капитальный ремонт или полная замена роботизированной АКПП.